Гжель - большой промысловый район
Подмосковья, включавший в себя до 30 деревень, объединенных большими залежами
пригодной для гончарства глины, а также родом потомственных занятий их жителей.
Условное, закрепившееся за ней название происходит от наименования одного из
сел и возводится исследователями к процессу обжига: "гжель" -
"жечь". Наличие дешевого сырья и топлива, с одной стороны, и
непригодность глинистой почвы для земледелия - с другой, стимулировали развитие
ремесленничества в среде местного населения. Устойчивость керамического
промысла здесь, как и везде, определялась неспадающим спросом на глиняный
товар, близлежащими рынками сбыта. Длительная практика служила
совершенствованию мастерства, сложению традиции.
До 18 века
мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в
18 веке они освоили выделку художественной майолики. Используя в своих работах
образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный
художественный стиль, отличающийся реалистичностью. В начале 19 века кустари
Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19
века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было
сосредоточено в Гжели.
Белая
керамическая посуда была расписана
синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки
ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые
розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также
встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепили скульптурки животных,
птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывали их синим.
Вершинным достижением гжельского
письма того времени были птицы - петухи, павлины, иволги. Характер их
изображения различный: от сидящих на ветках - на квасниках и кумганах - до
стоящих и шагающих - на тарелках. Всегда изящные, гордые и грациозные птицы,
предельно условно решенные и потому в высшей степени декоративные, занимали в
изображениях на тарелках центральное место. Упругими линиями одна или две птицы
вписывались в зеркало плоскости тарелки, составляя ядро композиции.
На всю Россию
славились гжельские мастера своими расписными тарелками, сосудами своеобразной формы (флягами,
квасниками, кумчанами), украшенными яркими сложными рисунками, выполненными
жёлтым, синим, зелёным и коричнево-фиолетовым цветами - гжель не всегда была
сине – белой. Около двухсот лет назад, когда промысел только начинался, мастера
создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это
майолика. Её делают и сейчас.
При обжиге в
печи глиняная посуда закаливалась, становясь звонкой и прочной.
Вслед за майоликой
появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.
Расписывалась
эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а
сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно -
синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Удивительна и
роспись гжельской посуды. Самым излюбленным узором считается сказочная роза. Иногда она изображена крупно,
широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Для выполнения синей
розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Роспись самого цветка
необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка
справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону,
потом в другую.
На гжельской посуде можно увидеть пионы,
волшебные цветы, пейзажи, тематические картины.
Мастера Гжели для росписи применяют
необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем
виден постепенный переход от светлого к темному.
Этот мазок представляет особую трудность
при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый
тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому
оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является
правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к
середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с
тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно
прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится
соответствующая линия.
Внимание!
Посуда,
сделанная из цветной глины - майолика.
Посуда,
сделанная из белой глины – фаянс.
Посуда,
сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.
Майолика, фаянс,
фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.
Мастер-класс Гжель
Дополнительная информация:
Методкабинет. Тематические коллекции. Народные промыслы.
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий