КОНСПЕКТ УРОКА "ИСКУССТВО ГЖЕЛИ"




Гжель - большой промысловый район Подмосковья, включавший в себя до 30 деревень, объединенных большими залежами пригодной для гончарства глины, а также родом потомственных занятий их жителей. Условное, закрепившееся за ней название происходит от наименования одного из сел и возводится исследователями к процессу обжига: "гжель" - "жечь". Наличие дешевого сырья и топлива, с одной стороны, и непригодность глинистой почвы для земледелия - с другой, стимулировали развитие ремесленничества в среде местного населения. Устойчивость керамического промысла здесь, как и везде, определялась неспадающим спросом на глиняный товар, близлежащими рынками сбыта. Длительная практика служила совершенствованию мастерства, сложению традиции.
До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. Используя в своих работах образы окружающей действительности, гжельские мастера создали своеобразный художественный стиль, отличающийся реалистичностью. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.
Белая керамическая посуда была  расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы. Гжельские мастера ещё лепили скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывали их синим.
Вершинным достижением гжельского письма того времени были птицы - петухи, павлины, иволги. Характер их изображения различный: от сидящих на ветках - на квасниках и кумганах - до стоящих и шагающих - на тарелках. Всегда изящные, гордые и грациозные птицы, предельно условно решенные и потому в высшей степени декоративные, занимали в изображениях на тарелках центральное место. Упругими линиями одна или две птицы вписывались в зеркало плоскости тарелки, составляя ядро композиции.
На всю Россию славились гжельские мастера своими расписными тарелками, сосудами своеобразной формы (флягами, квасниками, кумчанами), украшенными яркими сложными рисунками, выполненными жёлтым, синим, зелёным и коричнево-фиолетовым цветами - гжель не всегда была сине – белой. Около двухсот лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Её делают и сейчас.
При обжиге в печи глиняная посуда закаливалась, становясь звонкой и прочной.
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.
Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно - синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Удивительна и роспись гжельской посуды. Самым излюбленным узором считается сказочная роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. Для выполнения синей розы используется кисть среднего размера (№6- №8). Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При обучении потренируйтесь наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую.
 На гжельской посуде можно увидеть пионы, волшебные цветы, пейзажи, тематические картины.
Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок на одну сторону” или " мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. 
Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определенных навыков. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, №10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным движением руки наносится соответствующая линия.
Внимание!
Посуда, сделанная из цветной глины - майолика.
Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.
Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.
Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.

Мастер-класс Гжель




 Дополнительная информация:
Методкабинет. Тематические коллекции. Народные промыслы.
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий