КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ "ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ" - ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"

Страна наша богата талантами, глубоки ее исторические и культурные корни, многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом. Это палехские и мстерские миниатюры, расписные матрешки из Полхова Майдана, богородская деревянная игрушка, чукотская и холмогорская резьба по дереву, жостовские подносы, оренбургские платки, гжельская керамика, дымковская игрушка и др. В изделиях народных мастеров- в дереве, камне, глине, на ткани- оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Секреты ремесел, их техника передаются из рода в род на протяжении многих поколений. В каждом ремесле за века его существования выработались особые приметы, своя технология, свои секреты составления красок, подготовки материала и т.д.
Древняя Русь любила обрядовые игры, веселье, всевозможные зрелищные действа.
Глиняная игрушка, как и посуда, имеет очень древнюю историю. Фигурки-свистульки служили когда-то магическим целям: свистом вызывали «воду милости» - весенний дождь. Изготовление игрушек было приурочено к празднику весеннего равноденствия- началу земледельческих работ; с ними связывались надежды на урожай, на жизнь без невзгод в следующем году.
Именно от этих глиняных свистулек и ведут свою родословную современные коньки, птички, барыни. Происхождение глиняного промысла в Дымковской слободе народное предание связывает с местным праздником «Свистуньей», дожившим чуть-ли не до наших дней. Писатель Всеволод Лебедев в своих «Вятских записках» так описывает запомнившуюся ему с юности «Свистунью»: «... когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что ходишь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценою в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пестрый маскарад ».
По всей вероятности, «Свистунья» в далекие годы была праздником, когда вятичи по весне встречали бога солнца Ярилу пением глиняных дудок. Но есть и другое объяснение того, откуда появилась «Свистунья». Однажды к Хлынову (старинное название Вятки (Кирова), как гласит легенда, подошли враги, несметное множество кочевых полчищ Городу грозила неминуемая гибель Тогда вятичи придумали хитрость: .. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке Подкравшись к вражескому стану. ночью, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку Хлынову дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечали горожане свой особый праздник- «Свистунью».
На вятскую глиняную расписную игрушку долгое время не обращали внимания. Интерес, а затем и мировое признание к дымковской игрушке пришли в наши дни.
Что изображают в своих изделиях дымковские мастерицы?
Нянек с детьми, водоносок, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она- броская, яркая, горящая цветными пятнами. В дымковской игрушке- бьющая через край полнота ощущения радости жизни. В ней совершенно отсутствует сатирическая нотка, которая нередка в изделиях богородских мастеров. Дымковская игрушка- это добрая улыбка, а не резких смех.


Производство дымковской игрушки по сей день производится вручную. Для изготовления игрушек применяют местную красную глину, которая перемешивается с песком.
Фигурки лепятся по частям, затем соединяются и долепливаются, затем просушиваются (этот процесс занимает от 2 до 20 дней). Обжигают фигурки в печи при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность фигурки покрывают специальными белилами (в старину для этих целей использовали мел, разведенный молоком).
Для росписи дымковской игрушки всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись- это сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых и волнистых линий; используют круглые пятна, клетки, точки; добавляют ромбики, выполненные из сусального золота или потали, которые накладываются поверх уже нанесенного узора.
Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к красоте, здоровому образу жизни, правде; все традиционные росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами: волнистая линия является символом воды, перекрещенные прямые полоски означают колодезный сруб, круг со звездой в середине олицетворяет солнце. В росписи имеются растительные элементы: зерна, ягоды, листья, цветы.
Элемент росписи
Элементы росписи
Элементы росписи
Элементы росписи
Элементы росписи
Элементы росписи
Элементы росписи 
Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухи и кони. Женские фигурки имеют расширяющиеся колоколообразные юбки и высокие головные уборы- кокошники.
Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность: вначале черной краской прорисовывались волосы, брови, глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленные на лице игрушки, означали рот и щеки. Затем разрисовывалась шляпа, а в последнюю очередь- яркая юбка.
Традиционные фигурки всадников, петухов, уток и т.д. раскрашиваются ярко, даже фантастично: на боках коня- ярко-синие яблоки-круги, у индюка- красочный веерообразный хвост. У козла- красные с позолотой рога, у утки- горизонтальный ряд оборок-крыльев.


  
http://the-legends.ru/articles/9/dymkovskaya-igrushka/



Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки- основные цвета дымки. Коричневая и черная краска используются в небольшом количестве.
Цвета дымковской игрушки тоже имеют символическое значение: зеленый символизирует природу и крестьянскую пашню; нравственная чистота, добро и правда- белый цвет; красный цвет символизирует не только огонь, но и здоровье, силу и красоту. Синий-цвет неба.



Комментариев нет:

Отправить комментарий